Минфин России прокомментировал информацию о создании единого рынка аудиторских услуг в рамках Евразийского экономического союза, в Информационном сообщении от 28.04.2022 № ИС-аудит-54 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»:
19 апреля 2022 г. подписано Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза. Участниками соглашения являются все государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Российская Федерация. Соглашение принято в развитие Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., является международным договором и входит в право ЕАЭС. Главная цель соглашения – создание единого рынка аудиторских услуг, основанного на единых подходах к организации, регулированию и контролю аудиторской деятельности, на территории ЕАЭС.
1. Предметом соглашения являются отношения, связанные с обеспечением допуска аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов одного участника соглашения к осуществлению аудиторской деятельности в других участниках соглашения. В частности, соглашением регулируются следующие основные вопросы:
- требования к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность, реализация этих требований в национальном законодательстве;
- ведение национальных реестров аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов (сведения, включаемые в них, органы, ведущие их, и взаимодействие между ними, язык ведения реестров, раскрытие сведений из реестров);
- стандарты аудиторской деятельности;
- независимость аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (аудиторов), а также профессиональная этика аудиторов;
- институт аудиторской тайны;
- требования к внутреннему контролю качества аудиторских услуг;
- аудиторское заключение и аналогичные документы;
- организация оказания аудиторских услуг (проведение обязательного аудита, ограничения, налагаемые на субъектов аудиторской деятельности, особенности такой деятельности в финансовой сфере);
- внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (требования к нему, контролирующие органы и взаимодействие между ними, меры воздействия по его результатам);
регулирование аудиторской деятельности, включая участие в нем профессиональных объединений аудиторов, взаимодействие между соответствующими органами.
2. В ЕАЭС аудиторскую деятельность вправе вести лица, сведения о которых включены в национальные реестры аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов. Для ведения аудиторской деятельности на территории других государств-членов ЕАЭС не требуется проходить никакие дополнительные процедуры. Например, аудиторская организация, сведения о которой включены в российский реестр субъектов аудиторской деятельности, вправе оказывать аудиторские услуги не только в России, но и в других государствах-членах ЕАЭС (без дополнительной регистрации в этих государствах).
Аудиторская деятельность на территории ЕАЭС должна осуществляться в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности и кодексом этики профессиональных бухгалтеров (в части осуществления аудиторской деятельности), принятыми Международной федерацией бухгалтеров.
3. Внешний контроль качества работы осуществляют национальные контролирующие органы как в отношении зарегистрированных ими аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так и в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, сведения о которых включены в национальные реестры других государств-членов ЕАЭС, но оказывающих аудиторские услуги в данном государстве. Например, российский контролирующий орган будет контролировать российские аудиторские организации, а также аудиторские организации из других государств-членов ЕАЭС, оказывающих аудиторские услуги на территории Российской Федерации.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, аудитор несут ответственность за нарушение требований законодательства об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, требований к независимости и профессиональной этике аудиторов в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, на территории которого совершено нарушение. При этом к аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, осуществляющим аудиторскую деятельность на территории другого государства-члена ЕАЭС, применяются все меры воздействия, предусмотренные законодательством данного государства. Например, меры воздействия к российской аудиторской организации, ведущей аудиторскую деятельность в России и в других государствах-членах ЕАЭС, могут быть применены как российским контролирующим органом, так и контролирующими органами других государств-членов ЕАЭС (в отношении аудиторских услуг, оказанных на территории этих государств).
4. В целом соглашение не изменяет условия допуска к осуществлению аудиторской деятельности и ведения этой деятельности в Российской Федерации.
Отдельные положения, в частности, касающиеся допуска к аудиторской деятельности, начнут применяться после вступления в силу специального решения Высшего Евразийского экономического совета.
В целях реализации соглашения государствами-членами ЕАЭС будет заключено также соглашение об административном сотрудничестве в области аудита. Это соглашение призвано определить порядок взаимодействия между органами государств-членов ЕАЭС, уполномоченными на осуществление функций по регулированию аудиторской деятельности, ответственных за ведение реестров, осуществляющих внешний контроль качества работы.
Пока непонятно, как на практике можно осуществить аудит другой страны, где совсем другие организация бухучета, налоговая база и норматив. О всех изменениях и нововведениях мы расскажем вам по мере поступления информации. Оставайтесь с нами.
Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!