Концепция планирования выездных налоговых проверок (далее по тексту - Концепции планирования ВНП) утверждена более 15 лет назад приказом Федеральной Налоговой Службы России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@ и направлена на проведение комплексного анализа финансово-хозяйственной организации.
В соответствии с положениями Концепции планирования ВНП налоговые органы при «отборе» потенциальных проверяемых лиц руководствуются определенными критериями риска.
Ранее данные критерии были закрытыми, также как и отработка налогоплательщиков и весь процесс планирования выездной проверки.
Концепция призвана создать определенный алгоритм для отбора организаций, упорядочить отбор фирм, а также обеспечить всесторонний анализ информации, имеющейся в распоряжении налогового органа.
На официальном сайте ФНС России размещена информация об Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. К данным критериям относится следующие показатели:
- уровень налоговой нагрузки организации: критерием риска является, если уровень нагрузки налогоплательщика ниже ее среднеотраслевого показателя по хозяйствующим субъектам в определенной отрасли;
Актуализация показателей налоговой нагрузки осуществляется ФНС России ежегодно и до 5 мая размещается на сайте службы.
- убытки, отраженные в отчетности, на протяжении в течение двух и более календарных периодов;
- высокий уровень налоговых вычетов по НДС (доля вычетов по НДС равна либо превышает 89% суммы начисленного НДС);
- рост расходов опережает рост доходов от реализации;
- уровень среднемесячной заработной платы на одного сотрудника (он сравнивается с показателями по аналогичным областям деятельности. Низкий уровень зарплат может свидетельствовать об уклонении от уплаты НДФЛ);
- приближение показателей организации в показателям, не позволяющим ей применять специальные налоговые режимы (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН) (гл. 26.2 НК РФ), патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ);
- включение в «цепочку» реализации ТМЦ «сомнительных» организаций, обладающих признаками фирм-«однодневок» или «технических» компаний». Данные критерии без труда будут установлены налоговым органом благодаря информационному ресурсу «АИС Налог-3» и подразделу «АСК НДС-2» (об этом мы писали нашем сайте ранее – примечание автора).
- систематическая миграция организации из одного налогового органа в другой;
- непредставление организацией запрашиваемых налоговым органом пояснений и документов.
Таким образом, условно критерии делятся на два типа: первый – это собственно обязательства компании, а второй – это показатели ее деятельности.
«Безопасные» показатели налоговой нагрузки за 2022 год опубликованы на официальном сайте ФНС России в разделе «Налогообложение в РФ»/«Контрольная работа» /«Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».
Отметим, что за 2022 год налоговая нагрузка организаций и показатели рентабельности увеличились по сравнению с показателями 2021 года на 0,4 и более процентов (с официальным перечнем можно ознакомиться на сайте ФНС).
Компании, у которых показатели налоговой нагрузки ниже средних, имеют риск попасть в план проверок.
Однако, следует отметить, что если компания имеет один или несколько неблагоприятных критериев, это еще означает автоматического назначения в отношении организации проверки.
При проведении налогового мониторинга Инспекции все-таки руководствуются целесообразностью назначения проверки.
Тем не менее, в отношении компании вне рамок налоговых проверок (в том числе в рамках предпроверочного анализа) может быть направлено требование о представлении документов и (или) пояснений относительно установленных расхождений, критериев риска, запроса по «сомнительным» операциям и контрагентам. В отношении руководителя организации также может быть направлена повестка о вызове на допрос в качестве свидетеля.
Рекомендуем не спешить направлять в Инспекцию однозначный отказ, а сначала проанализировать запрашиваемую информацию.
Напомним, что «мораторий по проверкам», продленный до конца 2023 года, распространяется только на плановые неналоговые ревизии.
Назначение и проведение выездных налоговых проверок под действие Федерального закона от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не попадает.
До 03.03.2025 года от выездных налоговых проверок освобождены аккредитованные IT-компании. Провести проверку в отношении таких организаций налоговые органы смогут только с разрешения вышестоящего налогового органа.
Действует также приостановление на назначение проверок в отношении мобилизованных лиц, которые являются индивидуальными предпринимателями, а также, если данное лицо является единственным учредителем и (одновременно) руководителем фирмы. Проверка может быть назначена только после истечения трех месяцев со дня демобилизации лица (Постановление Правительства от 20.10.2022г. № 1874
В дополнение к вышеизложенному, отметим, что при процессе включения организации в квартальный план проведения выездных проверок, налоговые органы помимо отрицательных факторов в деятельности фирмы, также обращают внимание на «положительные» показатели (выручка за три года, предшествующих назначению проверки, численность сотрудников, наличие основных средств, имущества, транспорта и прочее).
То есть, при планировании ВНП налоговые орган оценивает и платёжеспособность компании, и возможность взыскания доначислений.
Просто красивые слова и цифры «на бумаге» нашему бюджету не нужны.
При подготовке настоящей заметки использована общедоступная и официальная информация сайта ФНС России https://www.nalog.gov.ru.
Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!