Как избежать трагедии во время пожара? Как защитить своих сотрудников?

События в Кемерово не дают покоя и наводят на размышления. Были ли шансы выжить у детишек, оказавшихся в эпицентре этого ужасного события? Как должны были спасаться несчастные люди, попавшие за занавес дыма и угарного газа, если пожар распространился в считанные даже не минуты, а секунды?! Что могло бы быть, если бы к детям пришла своевременная помощь?

Думаю, эти вопросы задают себе многие! Но если вдуматься глубже - Вы знаете, как себя вести в подобных экстремальных ситуациях? Насколько обеспечена Ваша безопасность? И кто действительно несет юридическую ответственность при пожаре?

Как Руководитель компании я начала моделировать ситуацию, а что, если очаг возгорания будет у нас в офисе? На ком лежит ответственность за жизнь сотрудников компании «ЮСТИКОМ»? Кто будет нести персональную ответственность?

Свою трудовую деятельность я начинала в компании, которая занималась противопожарной безопасностью и установкой противопожарных систем. Это было очень давно, в 1997 году. На тот момент этот вид деятельности даже имел льготу по НДС.

И я помню, что, как минимум, все офисы имели противопожарные датчики и огнетушители. А прихода пожарников боялись. Но теперь проверяющие органы ходят не ко всем и берегут малый бизнес. Кроме того поменялись законы и требования.

А ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС? ЧТО «ГОВОРИТ» ЗАКОН?

Основными документами, регламентирующими нормы пожарной безопасности, являются Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правила противопожарного режима Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 июля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственными за нарушение требований пожарной безопасности среди прочих являются собственники имущества (арендодатели) и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (арендаторы).

Указанные лица могут быть привлечены за правонарушения в области пожарной безопасности к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Исходя из этого арендатор в рамках рассматриваемых правоотношений, так же как и собственник, признается лицом, уполномоченным владеть и пользоваться имуществом.

Следовательно, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в равной мере может быть возложена как на собственника, так и на арендатора помещения.

Аналогично в соответствии со ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 Закона N 123-ФЗ разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 (вопрос N 14) , ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.

КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА МЕРЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

  • Месторасположение офиса в здании и его площадь;
  • Количество сотрудников;
  • Наличие складов и производственных помещений, расположенных в непосредственной близости к офису;
  • Количество электроприборов.

На основании полученных данных и формируются ключевые требования к организации системы пожарной безопасности.

Ниже приведены основные требования, предъявляемые практически ко всем офисным помещениям:

  • наличие инструкции о мерах пожарной безопасности и плана эвакуации при пожаре;
  • система автоматической сигнализации, устройства для тушения возникшего пожара, выведения дыма;
  • система оповещения сотрудников и клиентов о возникновении пожара и другое;
  • в помещении, кроме парадного, должен быть предусмотрен аварийный выход.

Каждое предприятие обязано иметь специальный журнал для регистрации противопожарных инструктажей сотрудников. Отработка плана эвакуации в экстренных ситуациях фиксируется в журнал отработки с занесением даты проведения и фамилии ответственного.

Помещение, арендуемое под офис, нужно правильно оборудовать первичными средствами для ликвидации огня. Наиболее эффективными являются огнетушители. Их количество рассчитывается исходя из общей площади офисного помещения: один огнетушитель на 20 кв. м. площади. Огнетушители располагают на стене, подвешивая на высоте не более чем полтора метра.

Скажите, а в Вашем офисе соблюдаются все требования закона? Некоторые пункты из вышеперечисленного списка я, к сожалению, не увидела в офисе «ЮСТИКОМ». Это значит, что сотрудники «ЮСТИКОМ» подвергнутся опасности в случае возможного пожара.
Давайте подумаем о всеобщих действиях при возгорании и лично задумаемся о средствах и мерах защиты своих коллег и подчиненных!

Управляющий партнер ООО «ЮСТИКОМ» Юлия Зазуля.

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!