КС России подвел итог в деле о том, как определяется понятие "руководитель".
Даже когда должность определена к руководящим в соответствии с внутренними документами, на нее не действует разрешение заключать срочный трудовой договор как с “руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами компании, без относительно от их организационно-правовых форм и форм собственности”.
Положения ст. 59 Трудового кодекса России оспорила жительница столицы Елена Селькова, в 2021 году она была принята на работу в Государственный центральный музей современной истории России руководителем службы развития. Трудовой договор был заключен на три месяца, по после окончания срока Селькова оспорила увольнение с работы. Черемушкинский районный суд, а позже апелляция и кассация приняли разные позиции: хотя Селькова самостоятельно подписала срочный трудовой договор, все же согласие сотрудника не является свидетельствованием в отношении законности этого условия и не освобождает работодателя от обязанности исполнять трудовое законодательство.
Суды первой и кассационной инстанции разрешают определение к этой категории лиц, осуществляющих некоторые руководящие обязанности, к примеру, руководителей структурных подразделений. Согласно с мнением апелляции к данной категории можно определить лишь руководителей компаний.
Селькова считает, что это разночтение способствует ущемлению прав отдельных работников при трудовых спорах и таким образом противоречит конституционному принципу равенства перед законом и судом и нарушает право на труд (ст.37 Конституции России).
Судьи Конституционного суда сообщили, что заключение срочного трудового договора как таковое не может быть расценено как ущемление прав, по причине того, что оно обязано быть продиктовано объективной необходимостью. Вместе с тем Трудовой кодекс России обязывает указать не только срок действия договора, но и основания, по которым он заключается на данный срок. В статье 59 Трудового кодекса значатся категории сотрудников и работодателей, которые имеют право вступить в трудовые отношения на определенный срок.
Вместе с тем законодатель приравнивает понятия “руководитель компании” и “руководитель структурного подразделения компании”: трудовая функция руководителя имеет свою особенность, по этой причине отношения с руководителем подлежат регулированию особым образом. При этом правоприменительная практика в таких случаях различна. Исходя из чего законодателю предписано устранить неопределенности.
Конституционный суд определил его не соответствующим Конституции России, потому что норма позволяет различные методы по решению вопроса в отношении возможности заключения сродного трудового договора с сотрудником, замещающим должность руководителя структурного подразделения компании. Дело Сельковой надлежит пересмотру.
Срочные трудовые договоры с сотрудниками, которые замещают должности руководителей структурных подразделений компании, период действия которых заканчивается в период с момента начала действия настоящего постановления до внесения изменений в правовое регулирование, являются заключенными на неопределенный срок, - отдельно значится в постановлении Конституционного суда Российской Федерации.
Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!