На госуслугах можно будет получить компенсацию за утечку данных?

В последнее время участились случаи утечки данных пользователей, в связи с чем Минцифры выдвинуло инициативу, согласно которой Госуслуги могут стать третьей стороной и участвовать в распределении возмещения средств за утечку.  

Компенсация пользователям относится к законопроекту об оборотных штрафах для IT-организаций, позволивших произойти утечке информации о своих клиентах. Новые положения в законопроекте рассматриваются более года, с весны 2022 года. Прежде предполагалось создание фонда помощи потерпевшим, в котором возможно было бы получать компенсационные выплаты за утечку, но в новой редакции законопроекта этого больше не предусматривается, на данный момент проект рассматривается и в скором времени должен поступить в Государственную Думу.  

Когда происходит доказанная утечка из базы данных оператора, ему необходимо опубликовать информацию о случившемся, после чего предоставляется время, в которое потерпевшая сторона имеет право подать заявление с запросом компенсации в “Госуслугах”. 

Компенсация, ее формат и объем остается обязанностью оператора. В случае, когда большая часть обратившихся за компенсацией ее получают, оператору предоставляется “поблажка” за произошедшее. При этом, компенсации могут быть не только в денежном эквиваленте, но и в виде скидок, специальных предложений и тому подобного. Если компания-оператор не будет выполнять условия по предоставлению компенсации пользователям, то в отношении нее не действителен понижающий коэффициент при расчете размера оборотного штрафа.  

Как утверждают эксперты портал “Госуслуги” способен послужить удобной платформой для отслеживания обращений. С технической точки зрения, определить какие граждане пострадали от утечки данных было бы затруднительно без использования возможностей платформы.  

Также отмечается что для многих пользователей компенсация денежными средствами была бы самой предпочтительной, но как мы отметили выше, она может осуществляться и с использованием начисления различных бонусов, скидочных карт и баллов, для самих компаний осуществлять денежные выплаты, напротив, является самым менее выгодным вариантом из возможных.  

Компенсации в денежном эквиваленте могут привести к так называемому потребительскому терроризму, когда граждане станут массово просить выплату компенсации, при этом не подвергаясь утечке данных. Одним из самых главных приоритетов для чиновников, разрабатывающих проект, является предотвращение подобного стечения обстоятельств и определение того, кто действительно пострадал при утечке персональных данных. 

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!