На рынке появятся новые платежные игроки?

Банками и маркетплейсами была озвучена критика законопроекта Центробанка, целью которого является формирование новых игроков на платежном рынке России. О чем сообщают СМИ ссылаясь на письмо Ассоциации банков РФ (АБР), направленное в Министерство Финансов, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство экономического развития, письмо Ассоциации организаций интернет-торговли (АКИТ), направленное в Центробанк, Министерство финансов и Министерство экономического развития. В Банке России сказали, что обращение было получено и в ближайшее время подлежит рассмотрению.

Имеется в виду законопроект, созданный Центробанком еще в прошлом году. В соответствии с которым, услуги по приему платежей будут иметь возможность оказывать не только банки, но финтех-организации, брокеры, страховые организации, микрофинансовые компании, НПФ, ломбарды и другие нефинансовые и не кредитные финансовые компании.

Подразумевается организация реестра небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), контроль за которыми будет производить Центробанк. НППУ с объемом капитала от 5 миллионов рублем будут иметь возможность инициировать переводы денежных средств по поручению клиента, при этом игроки с объемом капитала от 50 миллионов рублей смогут вдобавок совершать платежи с открытием электронных кошельков. По словам представителя Центробанка, данная инициатива потребует формирования дополнительных рабочих мест и возникновения новых расходов для них. Как следствие затраты будут направлены на клиентов.

В АБР подчеркнули, что возникновение новых игроков может повлиять на ухудшение качества услуг по переводу денежных средств и скорости развития рынка электронной торговли, а также посодействовать нарушению прав граждан и компаний. Банки осуществляют свою деятельность в рамках 115-ФЗ для противодействия отмыванию средств и обладают системой оценки рисков по их устранению, у новых же игроков подобный опыт отсутствует, сообщил руководитель правового управления АБР Сергей Клименко. Он также добавил, что это потребует создания дополнительных рабочих мест и формирования новых расходов для них. Как итог, затраты будут направлены на клиентов.

Вместе с тем, вероятность перевода денежных средств от физлиц и юрлиц на счета юридических лиц на платформе НППУ без присутствия банков формирует “риски обналичивания средств”: у организаций возникает возможность заводить средства на счет, направлять их между счетами и далее обналичивать, обходя стороной меры банков, сообщил Клименко.

Он считает, что новые правила вдобавок могут использовать злоумышленники. К примеру, они будут связываться с клиентами представляясь от имени банка, сообщать, что кто-то оформил покупку товара в интернет-магазине, и требовать заверения списания средств. В случае, когда клиент соглашается подтверждать данную операцию, злоумышленники предложат ему сохранить свои средства с помощью перевода на “безопасный” счет, который в действительности принадлежит мошенникам.

В АКИТ боятся, что при формулировках, находящихся в законопроектах, новое регулирование может коснуться расчетов маркетплейсов с продавцами товаров и слуг. При таких условиях им будет необходимо получить статус НППУ и агрегировать денежные средства на счете в Центробанке, что спровоцирует сегрегацию активов и уменьшению доступности заемного капитала для роста бизнеса, сообщили в ассоциации. В АКИТ информировали, что подобным образом, переход на рынок электронной коммерции новых участников будет значительно сдержан не только потребностью получения статуса НППУ, но и надобностью в капитале для сохранения и развития бизнеса.

Там также дополнили, что траты на приобретение статуса НППУ спровоцируют уменьшение поддержки малого и среднего бизнеса и увеличение расходов поставщиков, при этом отказ от возможности оплаты на сервисах спровоцирует переход продавцов и исполнителей на нелегальный рынок. Источник СМИ на рынке онлайн-торговли дополнил, что в ситуации согласования существующей версии законопроекта маркетплейсы будут вынуждены менять бизнес-модель. Также он отметил, что присутствует высокая возможность, что онлайн-площадкам будет легче отказаться от проведения платежей клиентов через них. Это означает, что пользователи будут вынуждены оплачивать либо наличными, либо переводить исполнителям денежные средства на карту.

Существует явная тревога у банков, потому что образование новых игроков на платежном рынке повлияет на рост конкуренции. Хотя проблемы с качеством услуг, о которых заявляют игроки, более вероятно, будут устранены самой конкуренцией, потому что потребитель будет выбирать самый удобный и выгодный сервис.

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!

Если остались вопросы напишите нам
Отправляя форму, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных