Новшества при проведении допросов свидетелей в налоговом органе.

Процедура проведения допроса свидетеля регламентирована положениями ст. 90 НК РФ. 

Налоговым органом проводится именно «допрос» свидетеля, по результатам которого составляется соответствующий протокол, копия которого в обязательном порядке подлежит вручению опрошенному лицу. 

Относительно проведения процедуры допроса свидетеля и возможных вопросах, на нашем сайте уже опубликован соответствующий материал. 

В данной статье хотелось бы остановиться на других аспектах.  

Так, еще в феврале 2023 года Федеральной налоговой службой до нижестоящих налоговых органов доведено письмо №СД-4-2/1627@ «О риск-ориентированном подходе при проведении допросов», в соответствии с которым специалистам налоговых органов сообщено о необходимости применения выборочного подхода при вызове свидетелей на допрос (равно как и направлений поручений о проведении допроса по месту регистрации лица). ФНС России рекомендовала налоговым органом сократить на 30% направление повесток в отношении сотрудников проверяемого лица (и иных лиц), одновременно с этим, рекомендуя заблаговременно направлять повестки о вызове на допрос в отношении свидетелей. 

Иными словами, в настоящее время налоговые органы должны не вызывать на допрос «всех подряд» сотрудников как самого налогоплательщика, так его контрагентов, а предварительно провести анализ деятельности организаций, анализ движения денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика и его контрагентов, запросить и проанализировать соответствующие документы, установить ответственных лиц за операции, интересующие Инспекцию. 

Любопытно, что ранее, налоговые органы руководствовались обратным принципом и вызывали на допрос как можно более обширный круг свидетелей. 

Таким образом, если в настоящее время сотрудники Вашей компании «массово» вызываются в налоговый орган на допрос, Вы имеете право отреагировать на данный факт. Например, обратиться в Инспекцию с заявлением (обращением) и обратить внимание руководящего состава налогового органа на принцип проведения мероприятий налогового контроля (в рамках предпроверочного анализа, выездной налоговой проверки, устранения «разрывов» по НДС и иных мероприятий). 

Второй аспект, на котором хотелось бы остановить внимание, это так называемые «Ноу-хау» налоговых сотрудников при проведении допроса свидетелей. 

Так, как специалисты нашей компании, осуществляют, в том числе налоговое сопровождение организаций, в настоящее время мы встречаемся со следующими вопросами налоговых инспекторов, задаваемых свидетелям: 

- установление владеет ли свидетель программами 1-С «Бухгалтерия», системой «Банк-клиент», вплоть до установления «пользовательского» уровня; кто является оператором электронного документооборота (зачастую данный вопрос задается руководителю анализируемого/ проверяемого налогоплательщика, при этом, специалистов налогового органа не смущает, что генеральный директор может иметь не экономическое образование, а юридическое, к примеру, а в штате организации есть бухгалтер, который и должен владеть знаниями и навыками работы с данными программами); 

- руководителям анализируемых организаций задаются вопросы относительно наличия осведомленности руководителя об ответственности и знания положений Уголовного Кодекса РФ и, к примеру: 

- нормы ст. 45 НК РФ (субсидиарная ответственность генерального директора); 

- ст. УК РФ 159 «Мошенничество»; 

- ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков». 

Наверное, не трудно понять цель данных вопросов налоговых инспекторов, учитывая, что налоговый орган ставит перед собой цель доказать отсутствие реальности совершенных хозяйственных операций и (или) «номинальность» генерального директора. 

В свою очередь, обращаем Ваше внимание, что уголовная ответственность за налоговые преступления, установлена положениями 198 УК РФ (уклонение физического лица от уплаты налогов и сборов), уклонение от уплаты налогов и сборов организацией (ст. 199 УК РФ), не исполнение обязанности налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств и имущества организации или ИП (ст. 199.2 УК РФ). 

Также в рамках допроса налоговые инспекции продолжают исследовать вопрос относительно проявления налогоплательщиком «должной осмотрительности» при выборе контрагента.  

И это несмотря на разъяснения ФНС России, отраженные в Письме от 18 мая 2018 г. №ЕД-4-2/9521@, в соответствии с которыми понятие «должная осмотрительность» не закреплено в ст. 54.1 НК РФ и не должно использоваться в рамках проведения налоговых проверок. Кроме того, ФНС России отмечает, что данная статья не содержит положений о расширении полномочий налоговых органов по сбору доказательственной базы.  

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!