Нюансы договора жилищных сбережений

Законопроект о введении нового инструмента накоплений для улучшения жилищных условий граждан был принят Государственной Думой на первом чтении.

Предложенный законопроект вводит понятие договора жилищных сбережений (461846-8), инициатива которого принадлежит депутатам и сенаторам.

Суть и механизм договора вносятся поправки в закон о банках и банковской деятельности, определяя жилищный вклад как соглашение, по которому кредитная организация принимает денежные средства от физического лица либо от третьего лица в пользу физического лица. Эти средства могут быть направлены банком по распоряжению вкладчика на оплату приобретаемого жилого помещения или на оплату договора долевого строительства. Срок вклада не может быть менее одного года, а вкладчиком может быть только физическое лицо.

Банк обязан заключить с вкладчиком ипотечный кредит, если тот выразит такое желание. Условия ипотечного кредита могут быть определены в договоре жилищных сбережений. В случае необходимости, до получения ипотечных средств вкладчик может отказаться от ипотеки в данном банке и перевести сбережения в другой банк на аналогичный счет. Банк также имеет право отказать в выдаче ипотечного кредита, если вкладчик является должником, банкротом или экстремистом, а также в других случаях.

Оценка и выплата процентов Проценты по договору жилищных сбережений должны начисляться ежегодно и добавляться к сумме вклада. Они могут быть выплачены в конце срока действия договора, при направлении средств на улучшение жилищных условий вкладчика или при переводе вклада в другой банк.

Последствия неиспользования сбережений в случае, если средства по договору жилищных сбережений не будут использованы на улучшение жилищных условий, законопроект не устанавливает четких последствий. Однако проценты по вкладу должны быть выплачены вкладчику, хотя их сумма будет рассчитана так, как при обычном вкладе.

Заключение и предложения комитета Предложенный законопроект вызвал определенные замечания со стороны думского комитета. Он указал на неопределенность в требованиях, предъявляемых к вкладчику, а также на неясность механизма контроля над целевым использованием средств. Комитет также отметил, что привязка размера возмещения по вкладу к условиям, на которые вкладчик не может повлиять, является несправедливой.

Предложенные изменения в закон о страховании вкладов увеличивают предельный размер страхового возмещения по договору жилищных сбережений до 10 миллионов рублей. Однако комитет считает, что данное условие может оказаться затруднительным для практического применения, так как не все банки предлагают такие договоры. Кроме того, комитет выразил недовольство снижением размера возмещения при неиспользовании средств по договору жилищных сбережений.

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!