В текущих условиях, когда российское и международное законодательство стремительно меняется, вопрос соотношения интересов субъектов предпринимательской деятельности и государства становится весьма актуальным. Особенного внимания требует надлежащая организация прокурорского надзора, соответствующего новым экономическим реалиям.
Практика судов и прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в указанной сфере продолжает оставаться проблемным.
К сожалению, наличие множества коллизионных норм права, несогласованность норм права между собой и устоявшаяся многолетняя практика контрольно-надзорных органов по обязательному привлечению к административной ответственности хозяйствующих субъектов за незначительные с точки зрения общественной опасности правонарушения существенно замедляет развитие экономики России в целом.
Наиболее многочисленные нарушения законных прав и интересов предпринимателей связаны с деятельностью государственных органов, обладающих контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими государственного контроля.
Так, в связи с нарушением международных логистических и финансовых цепочек таможенные органы почти не принимают существенных мер по предупреждению правонарушений, а наоборот, усиливают таможенный контроль, массово привлекая участников ВЭД к двойной административной ответственности. Например, при нарушении КоАП РФ в области таможенного регулирования таможенный орган одновременно привлекает к административной ответственности и руководящее должностное лицо, и саму организацию.
Таможенная процедура одностороннего изменения кода ТН ВЭД, блокировка лицевого счета участника ВЭД и иные меры, принимаемые таможенным органом, в отношении экспортера или импортера значительным образом затрудняют нормальную деятельность организации.
На наш взгляд, данные меры являются чрезмерными, несоразмерными возможному малозначительному деянию.
Как правило, таможенные органы зачастую выносят незаконные решения, однако срок их оспаривания составляет более трех месяцев, что для малого бизнеса при заблокированных счетах является критичным для их дальнейшей деятельности.
Имеют место случаи создания различных административных барьеров при реализации организациями своих прав (в том числе введения не предусмотренных законодательством процедур и запретов, сборов и платежей), ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении заявлений.
В частности, можем рассмотреть несколько примеров.
1. Действующее законодательство Российской Федерации позволяет различным контрольно-надзорным органам проводить одновременно неограниченное количество проверок с правом изъятия операционных документов. Одна организация может быть проверена и Роспотребнадзором, и прокуратурой, и местной администрацией, и иными государственными органами совместно в один период времени.
- Прокурорские проверки промышленных и производственных баз как правило производятся с обязательным выездом профильных инспекторов, госслужащих почти всех надзорных инстанций. Сама же проверка может продлиться больше одного календарного месяца.
Не требует доказательства тот факт, что подобные проверки серьезным образом ущемляют законные права и интересы предпринимателей.
- Контрольно-надзорные органы на местах действуют сугубо в карательной парадигме. Представители власти почти никогда не выносят предупреждений согласно КоАП РФ.
Какая-либо разъяснительная и предупредительная работа контрольно-надзорными органами в отношении хозяйствующих субъектов ведется, но не в достаточной степени.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, органам прокуратуры следует:
- сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов государственными контролирующими и иными органами, уполномоченными на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур;
- принять меры к обеспечению межведомственной координации контрольной и надзорной работы, предотвращению фактов дублирования контрольных действий и использования проверок для оказания административного давления на предпринимателей;
- обеспечить безусловное соблюдение требований Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
- исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между коммерческими структурами;
- решительно пресекать случаи создания препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов, а также незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности.
Юрист “Юстиком” Эрдэм Дабаев
Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!