Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который вносит поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации. Закон дополняет перечень преступлений новым составом, касающимся организации деятельности по предоставлению в налоговые органы или сбыту заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Этот законопроект, номер 263208-8, был переработан ко второму чтению, и теперь включает более детализированные формулировки и уточнения. Изменения затрагивают, в частности, состав преступления и виды наказаний, а также определение подложных документов.
Что меняется?
Теперь под уголовную ответственность будет подпадать не только сбыт поддельных документов, но и организация деятельности, связанной с их представлением в налоговые органы. Например, речь идет о подаче деклараций от имени юридических лиц, созданных через подставных лиц, или с использованием личных данных, полученных незаконным путем. Таким образом, законопроект значительно расширяет рамки ответственности за эти действия.
Как будет караться нарушение?
Законопроект предусматривает несколько вариантов наказания в зависимости от размера полученного дохода и других факторов. Для преступлений, связанных с крупным доходом, возможны следующие меры наказания:
- Штраф от 100 до 300 тысяч рублей, либо в размере дохода осужденного за 1-2 года;
- Принудительные работы до 4 лет;
- Лишение свободы до 4 лет с изъятием дохода осужденного за полгода (или штрафом до 80 тысяч рублей), либо без изъятия.
Если преступление связано с особо крупным размером дохода или с участием организованной преступной группы, наказание будет более строгим:
- Принудительные работы до 5 лет;
- Лишение свободы до 7 лет с изъятием дохода осужденного за 5 лет (или штрафом до 800 тысяч рублей), либо без изъятия.
При этом крупным размером дохода в данном контексте считается сумма в 2,25 млн рублей, а особо крупным — 9 млн рублей. Внесенные поправки уточняют, что подложными будут считаться счета-фактуры и декларации, содержащие ложные сведения о сделках, услугах, работах или имущественных правах.
Зачем вводятся изменения?
Авторы законопроекта подчеркивают, что такая мера необходима для борьбы с мошенничеством в сфере налогообложения. Многие недобросовестные налогоплательщики используют подставные компании для того, чтобы подтверждать вычеты НДС через фальшивые счета и декларации. Это позволяет им незаконно получать налоговые льготы, зачастую выплачивая небольшую комиссию в размере 2-3% от суммы вычета. В 2021 году таких вычетов было выявлено на сумму порядка 1 трлн рублей, что подтверждается данными ФНС.
При этом, как отмечают авторы законопроекта, существующие статьи Уголовного кодекса не позволяют эффективно бороться с подобными деяниями. Например, статья 327 УК, касающаяся фальсификации документов, не охватывает случаи с налоговыми декларациями и счетами-фактурами, так как они не считаются официальными документами, в отличие от тех же паспортов или удостоверений личности.
Трудности с выявлением преступлений
Сложность в расследовании подобных преступлений заключается в том, что виновных нелегко выявить, а еще сложнее привлечь к ответственности. Чаще всего злоумышленников удается поймать за неуплату налогов, но в таких случаях они могут "откупиться" от уголовного преследования, возместив ущерб по конкретному делу, не затрагивая при этом масштабы всей преступной деятельности.
Таким образом, новый законопроект направлен на усиление борьбы с мошенничеством в налоговой сфере и повышение ответственности за использование подложных документов, что должно помочь в предотвращении значительных экономических потерь для государства.
Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!