АИС «Налог-3» и его возможности.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась особенно сложная экономическая ситуация, ввиду известных причин. В связи с этим государство особенно заинтересовано в «сборе» с налогоплательщиков, как организаций, так и индивидуальных предпринимателей налогов и сборов, поскольку они являются значительным пополнением бюджета страны.
Проводится контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью и полнотой исчисления налогов, который осуществляют налоговые органы.
С целью систематизации и «облегчения» работы сотрудников налоговых органов в 2015 году в эксплуатацию введена единая информационная система ФНС России, не безызвестный АИС «Налог-3».
Официальное полное определение АИС «Налог-3» Вы можете найти на сайте ФНС России. Говоря кратко и простым языком – АИС «Налог-3» - это своего рода «база данных», причем «сложная», структурированная, которая сделала всех налогоплательщиков – и организации, и индивидуальных предпринимателей, и физических лиц – абсолютно прозрачными для налоговых инспекций.
АИС «Налог-3» содержит не только «общую» информацию о налогоплательщиках (дата создания организации или образования ИП, вид деятельности, уплаченные налоги и сборы, сведения 2-НДФЛ и прочее), но и имеет специфические разделы, налоговые инспекции посредством программы АИС «Налог-3» имеют возможность запросить банковские выписки по расчетным счетам по периодам; увидеть и проанализировать все требования и поручения в отношении компании и прочее.
Таким же «особенным» разделом АИС «Налог-3» является раздел «АСК НДС-2», в котором отображаются данные налоговых деклараций по НДС. Данный раздел АИС «Налог-3» позволяет налоговому органу, в том числе, проанализировать раздел 8 декларации по НДС (книга покупок - поставщики), раздел 9 декларации НДС (книга продаж – покупатели). То есть, налоговые инспекции располагают данными счетов-фактур, которые выставлены и по которым принят к вычету НДС.
При наличии расхождения в данных, указанных в книгах покупок и продаж у контрагентов налогоплательщика формируется так называемый «разрыв» или «расхождение» по НДС.
Более того, налоговые инспекции посредством подраздела «Дерево связей» имеют возможность увидеть всю «цепочку» образования расхождения и определить на каком «звене» контрагентов не уплачен НДС и кто является выгодоприобретателем в данной «цепочке» взаимосвязей. Данный подраздел позволяет наглядно построить «цепочку» взаимоотношений.
Какие виды расхождений (разрывов) по НДС бывают.
Согласно официальной позиции финансового ведомства АИС «Налог-3» и, в том числе, раздел «АСК НДС-2» должны обеспечить борьбу со схемами уклонения от уплаты НДС в бюджет.
Официального определения «разрыв» или «расхождение» по НДС как такого в налоговом законодательств нет.
Условно «разрывы» или «расхождения» по НДС можно разделить на технические, образовавшиеся в результате ошибок, отраженных в налоговых декларациях по НДС, и «схемные», то есть расхождения, образовавшиеся в результате предполагаемо неправомерных действий налогоплательщика.
«Технический» разрыв устраняется налогоплательщиком просто – достаточно представить в налоговый орган пояснения о допущенных неточностях и подать уточненную налоговую декларацию по НДС.
А вот со «схемными» расхождениями дело обстоит сложнее и именно данные виды разрывов представляют для налоговых органов наибольший интерес. Разберемся почему.
Сами «схемные» расхождения» делятся на простые и сложные.
Простое расхождение (или простой разрыв) – это расхождение, которое образовалось в декларации НДС самого налогоплательщика при не отражении им операций по реализации товаров, работ или услуг его поставщиком.
Сложное расхождение (сложный разрыв) – расхождение, которое установлено не по декларации самого налогоплательщика, а в налоговых декларациях поставщиков организации, причем как первого, так последующих – второго, третьего, четвертого звена.
И при формировании простого и при формировании сложного расхождения по НДС
В чем несправедливость расхождений по НДС?
А несправедливость вот в чем. При установлении налоговым органом простого расхождения, и при формировании сложного расхождения, претензии будут у инспекции именно к налогоплательщику.
Вопрос устранения технического расхождения мы рассмотрели выше.
В случае установления простого расхождения, то есть расхождения образовавшегося в результате действий налогоплательщика, у организации два пути развития событий – либо признать неправомерность применения вычета НДС и представить уточненную налоговую декларацию, либо настоять на благонадежности контрагента и представлять в инспекцию документы, подтверждающие осуществленные взаимоотношения (поставка товара, оказание услуг, выполнение работ).
А вот с устранением сложных расхождений дело обстоит труднее. Дело в том, что налогоплательщик иной раз просто не понимает, на каком основании именно он должен осуществить доплату НДС в бюджет и почему претензии у налогового органа возникли именно к нему, а не к иным участникам сделки и установленной «схемы».
Разберемся с данным вопросом.
При установлении расхождений действия налоговых инспекций одинаковы – побуждение налогоплательщика «в добровольном» порядке представить налоговую декларацию по НДС и доплатить налог в бюджет.
Порядок действий налоговых органов по устранению расхождений регламентирован внутренними приказами и распоряжениями.
При простом расхождении данное правило понятно и зависит от действий самого налогоплательщика. А вот по сложному расхождению налоговая инспекция устанавливает так называемого «выгодоприобретателя».
Каким же образом налоговый орган устанавливает «выгодоприобретателя»?
И так, во-первых, налоговой инспекцией устанавливается «цепочка» или «схема» сложного расхождения по НДС поставщиков и покупателей.
Даже если НДС не уплачен контрагентом третьего или четвертого звена претензии могут быть предъявлены к самому налогоплательщику.
Почему? Все просто. Зачастую поставщики второго, третьего и последующих звеньев – это «технические» компании, искусственно и не очень, встроенные в цепочку взаимоотношений с целью увеличения стоимости товара, услуг, работ и возмещения НДС из бюджета.
Можно ли «на деле» с данных компаний взыскать налог? Нет – они не платежеспособны.
Поэтому, как не банально звучит, претензии будут предъявлены к благонадёжному налогоплательщику, который является действующей организацией и обладает ресурсами.
Вот, именно данного хорошего налогоплательщика, скорее всего, и признают выгодоприобретателем.
В распоряжении налоговых инспекций есть целый регламент определения выгодоприобретателя, данный регламент «внутренний», только для служебного пользования.
Критериями для определения организации в качестве выгодоприобретателя, являются например:
- внеоборотные активы организации
- доля вычетов по НДС
- среднесписочная численность и уровень заработной платы
- наличие имущества в собственности компании
- наличие государственных контрактов
- наличие контролируемых сделок
- наличие/отсутствие расчетных счетов
- недостоверность сведений в ЕГРЮЛ в отношении руководителей или адресе организации
- проводились ли в отношении организации выездные проверки и другие признаки.
Установить все показатели налоговой инспекции позволяет все тот же АИС «Налог-3».
Каждому указанному критерию присваивается определенный «бал». Причем чем лучше показатели организации (то есть у фирмы есть основные средства, имущество, хороший штат сотрудников, действующие и реальные руководитель и учредитель), тем бал выше, и тем вероятнее риск, что именно данный благонадежный налогоплательщик будет признан выгодоприобретателем, пока предполагаемым.
Цель налоговой инспекции – устранить разрыв, то есть побудить налогоплательщика заплатить НДС, поэтому выгодоприобретателем признается наиболее «платежеспособная» организация.
Что делать, если налоговая инспекция установила сложное расхождение.
Итак, допустим, компания определена в качестве пока «предполагаемого» выгодоприобретателя.
Действия налоговой инспекции в данном случае могут быть следующие:
- направление в отношении налогоплательщика требования о предоставлении документов (информации) по взаимоотношениям с сомнительным контрагентов вне рамок налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 (НК РФ).
На что обратить внимание: указанное требование обязательно должно содержать ссылку на конкретную сделку и документ (номер договора, счетов-фактур, счетов на оплаты). Также в требовании обязателен период установления расхождения (квартал как правило). Если данных ссылок нет, требование является незаконным. - вызов на допрос руководителя налогоплательщика и сотрудников организации (ст. 90 НК РФ);
На что обратить внимание: налоговую инспекцию не интересуют все сотрудники вашей организации, налоговому органу нужно установить лица, которые непосредственно совершали сделку, принимали / выполняли работы, поставляли / принимали ТМЦ и прочее. - направление в отношении руководителя организации Уведомления о необходимости явки в налоговый орган для дачи пояснений по взаимоотношениям со «спорным» контрагентом.
На что обратить внимание: налоговый орган посредством Уведомления вызывает руководителя организации на рабочую группу (или комиссию) по устранению расхождений по НДС.
В рамках данной рабочей группы руководителю организации (его представителю) должно быть разъяснено, по какому контрагенту сформировано расхождение, за какой период, сумма расхождения. Также руководителю организации будет предложено «добровольно» представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за соответствующий период и доплатить НДС в бюджет.
Все указанные сведения заносятся сотрудниками налогового органа в протокол рабочего совещания, один экземпляр которого обязательно должен быть вручен руководителю или представителю организации.
На устранение расхождения по НДС налогоплательщику дается определенное время (как правило, это 5 или 7 рабочих дней, определенного правила здесь нет).
Далее все зависит от ситуации самого налогоплательщика. Если организация понимает «сомнительность» своих действий и готова устранить разрыв, то в ответ на протокол налогового органа составляется письмо о согласии с позицией налогового органа и подается уточненная налоговая декларация с доплатой НДС в бюджет.
Если налогоплательщик не согласен с позицией инспекции, он должен предпринять все необходимые меры для подтверждения взаимоотношений с контрагентом, а именно – предоставить документы по требованию налогового органа, обеспечить явку на допрос лиц, ответственных за взаимоотношения с контрагентом.
Важно помнить, что если, организация будет настаивать на благонадежности контрагента, и, соответственно, уплаты НДС в бюджет пока не будет, налоговая инспекция продолжит проводить в отношении налогоплательщика мероприятия налогового контроля.
Результат данных мероприятий (в виде заключения, ознакомления с документами, полученными налоговым органом и прочее) налогоплательщику никто и никогда не предоставит. Это внутренняя закрытая информация налогового органа.
Помните, что налогоплательщики «прозрачны» для налоговой инспекции посредством использования ресурса АИС «Налог-3»;
Подведем итоги рассмотренного вопроса:
- Установление в отношении налогоплательщика не означает наличие у него априори обязанности по уплате НДС. Все зависит от конкретной ситуации;
- Не стоит игнорировать комиссию по устранению НДС. Явка на данное мероприятие еще не означает, что налогоплательщик обязан уплатить НДС;
- Налогоплательщик имеет право настаивать на благонадежности контрагента и представить подтверждающие документы в налоговый орган, а налоговый орган, в свою очередь, обязан собрать доказательственную базу, опровергающую реальность хозяйственных взаимоотношений
Рекомендация: при признании вашей компании предполагаемым выгодоприобретателем, проведите самостоятельный анализ взаимоотношений с контрагентом и самостоятельно определите налоговые риски.
И главное – не спешите подавать уточненную декларацию и платить НДС. Налогоплательщик имеет право на подтверждение реальности хозяйственных взаимоотношений с контрагентом.
Для решения любых задач в области налогового права, обращайтесь к нам, квалифицированные юристы компании “Юстиком” защитят вас от штрафов.
Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!