Развитие цифровых технологий приносит нам не только множество преимуществ, но и заставляет быть готовыми к тому, что наши денежные средства могут оказаться в руках киберпреступников. Расскажем о самых распространенных способах мошенничества и способах борьбы с ними:
- Чаще всего мошенники крадут средства граждан, получив доступ к подтвержденной учетной записи физического лица на едином портале государственных и муниципальных услуг. Информации о каждом из нас достаточно в открытом доступе, в том числе благодаря социальным сетям.
Для перехвата управления учетной записью мошенникам часто достаточно получить контрольный код, который направляется владельцу учетной записи для подтверждения действий, например, по смене пароля. И чтобы заполучить заветные цифры из SMS, используются самые разные сценарии:
• «Звонок от оператора сотовой связи об истечении срока действия SIM-карты»
• «Код для подтверждения посылки от Центрального Архива госуслуг»
• «Код для внесения недостающих записей в трудовую книжку для правильного начисления будущей пенсии»
• «Код для подтверждения заказа товара по супер-льготной цене»
• «Код для записи в поликлинику» или «код для записи на прием к следователю»
Также очень популярны звонки и сообщения «от большого начальника», «из органов следствия» и другие похожие схемы.
Со всеми этими угрозами можно бороться, соблюдая меры цифровой и финансовой безопасности:
• Так как все больше атак осуществляется с помощью звонков через мессенджеры, просто запретите входящие звонки через интернет. Если это невозможно по профессиональным причинам, ограничьте их только номерами, уже записанными в "контактах" (например, в Telegram), или отключите звук для неизвестных номеров (например, в WhatsApp). Даже отключение звука такого звонка поможет вам не спешить с ответом на звонок с неизвестного номера и помнить о рисках подмены номера при звонках через мессенджеры.
• Если, ответив на звонок, вы понимаете, что это спам или атака, не ленитесь занести номер в список заблокированных. Даже если звонки с тем же содержанием продолжат поступать с других номеров, продолжайте заносить их в список заблокированных. Иногда это может занять некоторое время, но это важно для безопасности.
• Если вас просят произнести код из SMS, внимательно прочитайте всё сообщение — там обязательно будет указан его отправитель. Назвав код, вы можете предоставить мошенникам не только доступ к государственным информационным системам, но и пароль от личного кабинета в банке, в котором хранятся ваши деньги.
• Если вам звонят «из банка», уточните название кредитной организации, прекратите разговор и перезвоните по номеру, указанному на официальном сайте банка или на вашей платежной карте.
• Если вам пишет «начальник начальника», не торопитесь действовать без проверки. Перезвоните своему начальнику и уточните все детали сообщения.
• Если вам пришло сообщение с неизвестного номера или адреса, каким бы срочным или привлекательным оно ни было, не спешите открывать ссылки. Перейдя по ссылке, вы можете загрузить троянское приложение на свое устройство, что позволит злоумышленникам получить доступ к вашим данным.
Этот список можно продолжать, но главный совет — в нестандартной ситуации и при необходимости «срочно принять решение» не забывайте «включать внутреннего Штирлица» и тщательно проверять все детали, прежде чем действовать.
Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!