Банк России планирует учитывать влияние налоговых новаций, которые вступят в силу с 2025 года, в контексте расходов на социальные и инвестиционные проекты, финансируемые за счет дополнительных ненефтегазовых доходов. В связи с этим увеличиваются плановые расходы. Эта информация содержится в опубликованном в четверг проекте Основных направлений денежно-кредитной политики на 2025-2027 годы.
Налоговые изменения были введены для реализации инициатив, озвученных президентом в феврале 2024 года. Финансирование этих мероприятий в период с 2024 по 2030 годы оценивается примерно в 18 трлн рублей, включая ежегодные расходы до 3 трлн рублей, которые покроют новые бюджетные расходы, списание бюджетных кредитов, налоговые льготы и использование средств Фонда национального благосостояния. По оценкам ЦБ, корректировка налоговой системы должна принести бюджету около 3 трлн рублей ежегодных дополнительных доходов в 2025-2027 годах, что составляет 1,5% ВВП.
Одна из налоговых новаций касается расширения прогрессивной шкалы НДФЛ. Для доходов до 2,4 млн рублей в год ставка останется на уровне 13%, но для доходов от 2,4 до 5 млн рублей вводится налог в размере 312 тысяч рублей плюс 15% от суммы, превышающей 2,4 млн рублей. Для доходов от 5 до 20 млн рублей налог составит 702 тысячи рублей плюс 18% от превышения 5 млн рублей, а для доходов от 20 до 50 млн рублей — 3,402 млн рублей плюс 20% от превышения 20 млн рублей. Доходы свыше 50 млн рублей будут облагаться налогом в размере 9,402 млн рублей плюс 22% от суммы, превышающей этот порог.
ЦБ прогнозирует, что с ростом номинальных доходов и неизменными порогами прогрессивной шкалы НДФЛ возможен рост эффективной ставки налога, а также увеличение его поступлений, даже с учетом новых социальных вычетов и льгот. В конечном итоге влияние на спрос и инфляцию будет зависеть от структуры потребления разных слоев населения и их склонности к сбережению.
Увеличение налога на прибыль до 25% и рентных сборов, основным плательщиком которых является экспортный сектор, может снизить инвестиционную активность частных компаний, считает регулятор. Однако, так как бюджетные расходы будут финансироваться за счет этих поступлений, это будет способствовать локализации прибыли в российской экономике и снижению оттока частного капитала через бюджетное перераспределение. Влияние налоговых изменений будет зависеть от направлений расходов, конкурентной среды, эластичности спроса и реакции компаний на изменения налоговой нагрузки.
Повышение налогов на прибыль и выручку может снизить базу для дивидендных выплат госкомпаний в бюджет. Дополнительную поддержку поступлениям обеспечат решения 2024 года о введении акцизов, их внеплановых индексациях, увеличении импортных пошлин, утилизационного и лицензионных сборов, а также процентные доходы от размещаемых средств Федерального казначейства. Жесткость на рынке труда также будет способствовать росту поступлений по НДФЛ и социальным страховым взносам.
В целом, при проведении денежно-кредитной политики, регулятор ориентируется на неизменность объявленной траектории нормализации бюджетной политики в 2024 году и в последующие годы. Параметры бюджетной политики будут уточнены после представления в Госдуму проектов федерального бюджета и Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов.
Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!