Упрощенный порядок жалоб налогоплательщиков на действие и бездействие налоговой

В конце июля 2023 года Государственной Думой РФ в третьем окончательном чтении одобрен Законопроект № 369931-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». 

В настоящее время Законопроект находится на стадии рассмотрения в Совете Федерации. 

Предлагаемые поправки в Налоговый Кодекс будут определять направления налогового законодательства в период 2023 и 2024 гг. 

Планируемые изменения обширные и, в случае их принятия и утверждения коснутся следующих моментов: 

  • Введение института электронной банковской гарантии при возмещении НДС и акцизов; 
  • Увеличение размера лимита по операциям, освобождаемым от НДС, при передаче в рекламных целях товаров, работ или услуг; 
  • Предлагается новый порядок получения социального вычета физическим лицом (по новым правилам документы в налоговый орган будет передавать сама организация); 
  • Введение стандартного вычета по НДФЛ для родителей, дети ли подопечные которых признаны недееспособными, а также иные новшества. 

Однако, в данной заметке, мы остановимся на предполагаемом изменении, которое, по нашему мнению, является наиболее «интересным» и значимым для налогоплательщиков в настоящее время. 

И так, одна из значимых поправок в НК РФ – это упрощение порядка рассмотрения жалоб налогоплательщиков на действие и бездействие налогового органа (пункт 44 проекта). 

Напомним, что порядок рассмотрения жалоб установлен положениями ст. 140 Кодекса. Жалоба на действие (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, чьи действия обжалуются, и подлежит рассмотрению в течение 15 дней со дня ее получения. 

Планируемые изменения сократят срок рассмотрения жалобы на действия (бездействие) налогового органа до 7 дней со дня ее получения. 

Однако, для рассмотрения жалобы «в упрощенном» порядке необходимо выполнения нескольких условий: 

  • жалоба должна быть направлена в налоговый орган в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика; 
  • жалоба должна содержать прямое указание налогоплательщика на рассмотрение в «упрощенном» порядке. 

При соблюдении данных условий жалоба не будет направляться на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган, решение по ней будет приниматься тем налоговым органом, действия которого обжалуются налогоплательщиком. 

В данной ситуации обращаем внимание налогоплательщиков на то, что «упрощенный» порядок подачи жалоб распространится только на жалобы на действие и бездействие налоговой, но не на решения, принятые по ст. 101 и 101.4 НК РФ, то есть нововведения не коснутся обжалования решений налоговых органов, вынесенных по результатам камеральных и выездных проверок. 

По нашему мнению в данном случае, также следует принять во внимание и с осторожностью отнестись к «упрощенному» порядку рассмотрения жалоб. 

Во-первых, в данном случае «на лицо» нарушение субординации порядка рассмотрения жалоб. Ведь по сути дела налоговый орган будет оценивать на предмет правомерности и обоснованности действия своих же сотрудников… 

Можно ли в данном случае говорить о беспристрастности налогового органа при оценке своих действий и доводов налогоплательщика? Рекомендуем задуматься над данным аспектом. 

Во-вторых, введение «упрощенного» порядка, по нашему мнению, является ни чем иным как попыткой «разгрузить» вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России от значительного потока поступающих жалоб налогоплательщиков. 

Данное новшество также позволит улучшить статистику по критерию количества поступающих жалоб от налогоплательщиков, как в самой налоговой инспекции, так и территориальным Управлениям ФНС. 

Кроме того, данный аспект позволит налоговым инспекциям, в случае нарушения прав налогоплательщиков, решить вопросы так сказать «на месте», ведь вышестоящий налоговый орган будет не в курсе происходящих событий, а инспекция всегда может попросить налогоплательщика отозвать жалобу в связи с «урегулированием конфликта».  

Рекомендуем налогоплательщикам иметь в виду аспекты, указанные выше, при принятии своих решений. И помните – «упрощенный» порядок обязательным не является, это Ваше право.  

При подготовке настоящей заметки использована общедоступная и официальная информация сайта https://sozd.duma.gov.ru/bill/369931-8. 

Налоговый консультант ООО «Юстиком» Копытова Светлана.      

 

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!

Последние новости: