«Вызов на допрос. Процедура и стратегия поведения свидетеля»

В настоящей статье будет рассмотрена ситуация, когда лицом получена повестка о вызове на допрос свидетеля и дальнейших действиях.

Зачастую, первой реакцией является негодование и удивление: «Почему на допрос вызвали именно меня?», «Что происходит с организацией?», «Я давно не работаю в данной фирме, почему мне нужно приходить в налоговую?»

Итак, обо всем по порядку, что нужно знать свидетелю

1. Причина вызова на допрос в налоговый орган.

Повестка о вызове на допрос свидетеля всегда составляется по установленной форме и направляется в адрес свидетеля по месту его регистрации. Также налоговый орган, может направить повестку по адресу регистрации имущества физического лица.

В повестке всегда указывается наименование лица (организации), относительно деятельности которого, Вы вызнаны на допрос для дачи свидетельских показаний.

Вызов на допрос возможен как в рамках налоговых проверок, так и вне рамок проверки.

В большинстве случаев, налоговый орган вызывает на допрос сотрудников проверяемого налогоплательщика, либо сотрудников контрагента проверяемого лица.

Поскольку выездная налоговая проверка проводится за период  (как правило) трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ), то есть, свидетеля не должен смущать факт вызова на допрос относительно деятельности организации, в которой он не работает уже несколько лет.

2. Процедура допроса свидетеля.

Допрос свидетелей как в рамок проверок, так вне рамок налоговых проверок регламентирован положениями ст. 90 Налогового Кодекса РФ.

Согласно пункта 1 статья 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Показания свидетеля заносятся в протокол.

Протокол допроса свидетеля составляет по установленной форме.

Перед началом проведения допроса проверяющий налогового органа обязан разъяснить лицу (свидетелю) его права и обязанности, сообщить о применении / не применении технических средств (аудиозапись, видеосъемка), занести данные о представителе в Протокол.

Свидетелю обязательно необходимо иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, представителю – паспорт и доверенность на представление интересов.

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

3. 51 статья Конституции РФ: за и против.

Согласно п. 3 ст. 90 НК РФ физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Вместе с тем, следует учитывать, что налоговые органы трактуют применение свидетелем положений 51 статья Конституции именно как уклонение от дачи свидетельских показаний и могут использовать данный факт как отрицательный фактор относительно деятельности организации.

Поэтому, на допросе в качестве свидетеля свидетельские показания лучше дать, но тщательно подготовиться к допросу и продумать ответы на вопросу.

4. Подготовка к допросу. Предполагаемые вопросы свидетелю.

В рамках допроса проверяющие налогового органа, как правило, руководствуются приложением № 1 к Методическим рекомендациям СК и ФНС (письмо ФНС от 13.07.2017 г. № ЕД-4-2/13650@).

В этом приложении содержатся два перечня вопросов: к генеральному директору и рядовому сотруднику.

Всего 80 вопросов, рекомендованных к применению всеми инспекциями при проведении допросов.

Как правило, вопросы касаются того, когда свидетель являлся сотрудником организации (проверяемого налогоплательщика, контрагента), что входило в должностные обязанности, кто являлся генеральным директором организации и главным бухгалтером, численность и штат организации.

Главное понимать, что основная цель допроса для налогового органа – доказать нереальность конкретной сделки, а задача сотрудников и руководящего состава проверяемого налогоплательщика – подтвердить фактическое оказание услуг, выполнение работ или поставку товара.

При даче показаний, отвечайте на вопросы кратко, по существу, не давая лишней информации.

5. Ознакомление с протоколом.

После того, как свидетель ответит на все вопросы проверяющего, внимательно нужно ознакомиться с протоколом допроса. Не бегло, не вскользь, а именно очень внимательно читая вопросы и ответы.

Задача свидетеля проверить, правильно ли отразили его ответы в протоколе и нет ли в них двойственного смысла. Инспектор будет толковать ответы в свою пользу. Нужно помнить, что у налогового органа и свидетеля кардинально разные задачи! У инспектора – добыть как можно больше информации, у свидетеля – рассказать, как можно меньше в общих чертах.

Если в протоколе присутствуют неточности или двойственные формулировки, необходимо указать на это налоговому инспектору и внести изменения.

6. Ответственность за не явку на допрос.

       Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную частью первой статьи 128 Налогового кодекса в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб.

       При этом, необходимо знать, что положениями п. 4 ст. 90 НК РФ установлены уважительные причины не явки на допрос в качестве свидетеля. Это - болезнь, старость, инвалидность лица, не позволяющие ему явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

       При наличии данных обстоятельств, лицу рекомендуется направить в налоговую инспекцию соответствующее письмо, в котором свидетель должен сообщить о невозможности явки на допрос, причинах неявки и приложить соответствующие подтверждающие документы.

       Это обеспечит свидетелю освобождение от налоговой ответственности в виде штрафа, а также характеризует свидетеля как добросовестное лицо.

       Письмо можно направить как через личный кабинет налогоплательщика в электронном виде, так в почте на бумажном носителе.

       Налоговый орган в течение 1 месяца обязан будет рассмотреть данное обращение и направить в адрес лица ответ.

       Подводя итог, отметим следующее:

  • Вызов на допрос стандартное мероприятие налогового контроля, лично к свидетелю претензий у налогового органа нет
  • К допросу необходимо тщательно подготовиться: быть в курсе деятельности организации, избегать предоставления проверяющим «лишней» информации
  • Явка на допрос обязанность, а не право свидетеля, поэтому предусмотрен штраф по ст. 128 НК РФ
  • По окончании допроса свидетель знакомиться с протоколом, только потом его подписывает
  • Копия протокола в обязательном порядке выдается свидетелю
  • Свидетель имеет право явиться на допрос с адвокатом и или представителем лица по доверенности. Право на защиту никто не отменял!

Текст настоящей статьи уникальный. Любые совпадения с иными статьями, размещенными в сети «Интернет», случайны.

Материал подготовлен на основании положений Федерального закона от 31.07.1998 N 146-Ф "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" (редакция от 28.06.2022г.) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 23.09.2022г.).

Налоговый консультант ООО "Юстиком" Копытова Светлана.

Реквизиты организации: ООО "Юстиком"

127521, г. Москва, ул. 12-й проезд Марьиной рощи, д.8, стр.1
тел.: +7-495-287-92-67

https://avatars.mds.yandex.net/get-mail-signature/200369/d2d5232ab5c148bf9839417955b16a13/orig

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!

Последние новости: