Если назначена налоговая проверка – это еще не означает, что есть правонарушения?

В соответствии с приказом Российской Федерации от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ установлены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (ВНП) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые применяются налоговым органами в ходе выбора налогоплательщиков для осуществления выездных налоговых проверок.

Предприниматели подали в суд для того, чтобы признать п.7 Критериев недействующим, при этом аргументируя тем, что оспариваемый акт в отношении своих положений является нормативным, потому как с помощью него у налоговых органов возникает право предъявлять требования к налогоплательщикам о присутствии в налоговом органе с целью дачи пояснений, и утверждает в отношении некоторых налогоплательщиков конкретный объем налогового вычета к доходам, которые были получены, что не соответствует статье 31 Налогового кодекса России, п.7 Положения о налоговой службе России, п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции".

Предприниматели посчитали, что налоговое законодательство не принимает во внимание права налоговых органов определять цифровые относительные показатели между доходами и расходами ИП, а именно налоговая служба не обладает правом производить в области своей ответственности нормативно – правовое регулирование. Предписание, которое оспаривается является причиной возникновения дискриминационных условий по отношению к налогоплательщикам, которые занимаются аналогичным видом предпринимательской деятельности, при этом не обладая статусом индивидуальных предпринимателей.

Судебная инстанция постановила, что в случае установленных обстоятельств Критерии не являются причиной возникновения нового правового регулирования, не меняют и не завершают действие новых НПА, которые необходимо применять к рассматриваемым правоотношениям.

Отмечается, что назначение и проведение выездной налоговой проверки (ВНП) конкретного лица не означает автоматически, что данное лицо совершило противоправное деяние (нарушение законодательства о налогах и сборах), за которое предусмотрена ответственность по Налоговому кодексу РФ. Соответствие деятельности налогоплательщика определённым критериям не влечёт за собой неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает налоговым органам и самому налогоплательщику на повышенную вероятность включения его в план ВНП. Таким образом, суммовые критерии деятельности налогоплательщика, установленные ФНС (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж), служат только критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании ВНП. Соответствие этим критериям не является доказательством налогового правонарушения.

Вопрос о целесообразности проведения выездной проверки решается налоговым органом на основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При планировании выездных налоговых проверок, налоговые органы оценивают все аспекты деятельности налогоплательщика и отбирают тех, кто попадает в несколько зон налоговых рисков. Критерий рентабельности в сравнении с уровнем рентабельности по отрасли применяется как к физическим лицам, ведущим предпринимательскую деятельность, так и к организациям. Это опровергает довод административного истца о противоречии оспоренного положения Критериев пункту 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".

В случае, если индивидуальный предприниматель не согласен с тем, что его затраты превышают установленный пунктом 7 Критериев ориентир в 83%, он может представить в налоговый орган свой контррасчёт и пояснения по нему, если считает расчёт налогового органа неверным. Положения пункта 7 Критериев не предполагают императивного и предписывающего характера для неопределённого круга лиц, а также не предрешают вопрос назначения выездной налоговой проверки, который остаётся в пределах усмотрения налоговых органов.

Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!

Последние новости: