Комментарии Минфина России о деятельности аудиторов и аудиторских в связи с призывом на военную службу по мобилизации

Минфин России прокомментировал особенности деятельности аудиторов и аудиторских организаций в связи с призывом на военную службу по мобилизации (п. 1) и уточнил порядок представления информации в Росфинмониторинг (п. 2)

в Информационном сообщении от 24.10.2022 № ИС-аудит-58 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»:

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» в редакции постановления от 15 октября 2022 г. № 1839 установлен ряд особенностей применения обязательных требований. В сфере аудиторской деятельности эти особенности распространяются на аудиторов и аудиторские организации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября        2022 г. № 1839 вступает в силу с 18 октября 2022 г.

  1. 1. Особенности, установленные в отношении аудиторов:

а) аудиторы, призванные на военную службу по мобилизации;

б) аудиторы, заключившие в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы;

в) аудиторы, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

1.1.2. Период действия особенностей:

а) период прохождения аудиторами, указанными в  подпунктах «а»-«в» пункта 1.1.1. военной службы по мобилизации; по контракту о прохождении военной службы; период оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также следующие три месяца;

Три месяца, указанные в данном пункте, исчисляются со дня окончания прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

1.1.3. Содержание особенностей:

а) на аудиторов, указанных в пункте 1.1.1., не распространяются требования:

- о предоставлении в саморегулируемую организацию аудиторов отчетности и информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»);

- о заключении договоров страхования ответственности, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (часть 3 статьи 17 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

- об уплате взносов, установленных саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов (пункт 3 части 3 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

- о ведении профессиональной деятельности (пункт 6 части 1 статьи 12 и пункт 6 части 15 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

- о прохождении обучения по программам повышения квалификации (части 9 и 10 статьи 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

- о проведении саморегулируемой организацией аудиторов плановых (внеплановых) проверок профессиональной деятельности (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

б) в отношении аудиторов, указанных в пункте 1.1.1.:

- приостанавливается проведение саморегулируемой организацией аудиторов плановых (внеплановых) проверок профессиональной деятельности;

- не допускается применение саморегулируемой организацией аудиторов мер дисциплинарного воздействия. В частности, в связи с несоблюдением требований, перечисленных в подпункте «а» настоящего пункта, аудиторы, указанные в пункте 1.1.1., не подлежат исключению из членов саморегулируемой организации аудиторов, а их квалификационные аттестаты аудитора не подлежат аннулированию.

1.2.1. Особенности, установленные в отношении аудиторских организаций:

а) являющиеся членами саморегулируемой организации аудиторов аудиторские организации, в штате которых имеются указанные в пункте 1.1.1. аудиторы, являющиеся работниками этих организаций по основному месту работы на основании трудовых договоров;

б) являющиеся членами саморегулируемой организации аудиторов аудиторские организации, доля уставного (складочного) капитала которых принадлежит аудиторам, указанным в пункте 1.1.1.;

в) являющиеся членами саморегулируемой организации аудиторов аудиторские организации, в коллегиальном исполнительном органе которых состоят аудиторы, указанные в пункте 1.11..;

г) являющиеся членами саморегулируемой организации аудиторов аудиторские организации, отвечающие двум или трем условиям, указанным в подпунктах «а»-«в» настоящего пункта;

д) желающие вступить в члены саморегулируемой организации аудиторов коммерческие организации, отвечающие одному, или двум, или трем условиям, указанным в подпунктах «а»-«в» настоящего пункта.

1.2.2.. Период действия особенностей:

а) период прохождения аудиторами, указанными в подпунктах «а»-«д» пункта 1.2.1. военной службы по мобилизации; военной службы по контракту о прохождении военной службы; период оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации а также следующие три месяца;

Три месяца, указанные в настоящем пункте, исчисляются со дня окончания прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

1.2.3. Содержание особенностей:

   а) аудиторы, указанные в пункте 1.1.1., учитываются в целях соблюдения следующих условий, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»:

   - численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех (требование к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - пункт 2 части 2 статьи 18);

- численность аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 г. не менее трех, с 1 января 2023 г. не менее пяти (условие внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, – пункт 1 части 1 статьи 5.3);

- численность аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 г. не менее семи, с 1 января 2023 г. не менее двенадцати (условие внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, – пункт 1 части 2 статьи 5.3);

- иных условий о наличии в штате аудиторской организации минимального количества аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации по основному месту работы на основании трудовых договоров;

- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащей аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента (требование к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - пункт 3 части 2 статьи 18);

- численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого коллегиального исполнительного органа (требование к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - пункт 4 части 2 статьи 18);

б) в связи с несоблюдением условий (требований), указанных в подпункте «а» настоящего пункта, в отношении аудиторов, указанных в пункте 1.1.1.:

- аудиторские организации, указанные в подпунктах «а»-«г» пункта 1.2.1., не подлежат исключению из членов саморегулируемой организации аудиторов;

- сведения об аудиторских организациях, указанных в подпунктах «а»-«г» пункта 1.2.1., не подлежат исключению из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке;

- аудиторским организациям, указанным в подпунктах «а»-«г» пункта 1.2.1., не может быть отказано во внесении сведений о них в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке;

- коммерческим организациям, указанным в подпункте «д» пункта 1.2.1., не может быть отказано в приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов.

2.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1773 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» уточнены Правила передачи в Росфинмониторинг информации аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а также иными лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. № 569.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября        2022 г. № 1773 вступает в силу с 1 декабря 2022 г.

2.1. Определен новый вид информации, подлежащей представлению в Росфинмониторинг, - сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу (ранее - только о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при наличии любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

2.2. Определен механизм представления в Росфинмониторинг информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а именно (ранее – не был установлен):

- перечень организаций и физических лиц, информация о замороженных (блокированных) денежных средствах или ином имуществе которых подлежит представлению в Росфинмониторинг;

- срок представления в Росфинмониторинг информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер);

- перечень передаваемых сведений о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (сведения для идентификации лица, в отношении которого применены меры; основание и дата применения мер; сумма замороженных (заблокированных) денежных средств и (или) стоимость замороженного (заблокированного) имущества; иные сведения о принятых мерах при наличии).

Больше новостей вы найдете на нашей страничке в телеграмм, подписывайтесь!

Если остались вопросы напишите нам
Отправляя форму, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных